leptoptilus (leptoptilus) wrote,
leptoptilus
leptoptilus

Category:

"Пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят"

Мученическая кончина протоиерея Павла Адельгейма, жившего исповеднически, яснее высветила его место в Русской церкви. Он был исповедником веры в строго терминологическом смысле – не переставая проповедовать отсидел три года за антисоветскую агитацию, выражавшуюся в строительстве храма. (Среди обвинений было одно невероятно символическое: якобы о. Павел писал антисоветские стихи, в том числе «Реквием», и приписывал их известным «советским» поэтам с целью их дискредитации – поразительное отражение в кривом зеркале жертвы христианина, которая всегда есть приобщение Жертве Христовой.) Был он исповедником и по сути – всей жизнью свидетельствуя о правде Божией в Церкви, и необходимости противостоять неправде и бесчинию.

Обстоятельства его гибели ставят его в один ряд с другим служителем Христовым, пастырем в самом подлинном смысле этого слова, гибель которого стала прямым продолжением его жизни – прот. Александром Менем, убитым в сентябре 1990 года.

Убийцы о. Александра до сих пор не найдены, о. Павел, как и известный бельгийский праведник брат Роже Шютц, пал от руки безумца, но во всех этих случаях идущий за Христом падает от руки Его Врага – в этом смысле признание убийцы о Павла, что он действовал по приказу сатаны, крайне верно по существу. Но важнее другое – умирающий со Христом с Ним же и воскресает. Воскресает (пока, пока) в слове, в плодах, в том, что смерть оказывается громким свидетельством о том, что перестали видеть, не хотели слышать, отказывались принимать. Такие люди - соль своего времени, и их гибелью Господь напоминает о том, что в этом времени главное и существенное.

Отец Александр Мень был миссионером и просветителем и в этом смысле свидетельствовал о своем времени как времени пробуждения церкви и ее голоса - прошедшие годы убедительно для всех, имеющих глаза, чтобы видеть, подтвердили силу и верность его проповеди. Церковь со всех сторон окружал мрак советского безбожия и ненависти к свободе. Это было страшное время, о котором ни у кого не было особенных иллюзий.

После гибели о. Александра прошло 23 года, времена изменились. Сегодня Русская церковь сильна как никогда, ее голос звучит как никогда громко. И все последние годы о. Павел свидетельствовал о неправде внутри церкви. Мрак и зло приспособленчества, фарисейства, стремления к власти, авторитаризма проникли в церковную ограду и привольно расположились на архиерейских кафедрах. Наше время кажется скорее безумным, чем страшным, но эта смерть лишний раз напоминает, что мрак, принимающий самые диковинные и карикатурные формы, не перестает быть самым настоящим мраком.

При всей «критике церкви», о которой говорили и скоро снова начнут говорить подло и лживо - ибо та безбожная система, которой всю жизнь противостоял о. Павел, жива и здравствует и отступать не собирается - при всей этой критике, он всегда был верным чадом Церкви, никогда не помышлявшим изменить ей, даже годами живя на положении изгнанника и отщепенца. Вся его борьба была во имя Церкви и во имя Христово. Его главный труд, книга «Догмат о Церкви», родился из стремления отыскать правду Христову в церковной действительности – никак не вне ее – откопав подлинное из-под множества посторонних наслоений. Именно так создавались церковная догматика – когда в противостоянии ереси Церковь оказывалась перед необходимостью проговорить всегда бывшую, но до сих пор еще не сформулированную истину – именно поэтому в книге о. Павла речь идет о догмате Церкви.

Кончина о Павла Адельгейма, по обычной человеческой логике ужасная, по логике евангельской – свята и промыслительна. Как искореженная душа безумца при встрече с предельной ясностью праведника либо выпрямляется, либо, если исцеление уже невозможно, атакует, выявляя кто есть кто, точно так же ведет себя любая неправда, в том числе неправда церковная. И в этом смысле о. Павел Адельгейм, умерший гонимым и неправедно осужденным, – жертва гонений, а не случайного душевнобольного. О. Павла уже начли восхвалять те, кто прежде его гнал, – в этом тоже нет ничего удивительного, дальше будет больше. Быть христианином, значит различать в происходящем голос Христа:

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят (Лк 11:47-49).

Изгнанный и убитый, свидетель только выше и отчетливее несет свое свидетельство, а нам, оставшимся, важно жить так, чтобы как минимум не присоединяться к гонителям, а лучше принимать дело свидетельства на себя. Этот путь всегда так или иначе крестный, но на то мы и христиане.
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments